• USD: 91.8239 ₽
  • GBP: 115.2757 ₽
  • EUR: 98.9461 ₽
  • BTC: 5806760.28 ₽
  • KZT: 20.8961 ₽
  • UAH: 23.3669 ₽

Кто и как контролирует игорный бизнес в Украине. И почему рынок заждался системы онлайн-мониторинга

рынок вилочника
Аккаунты

CasinoPress

Casino digest
Команда форума
Регистрация
13 Ноя 2020
Сообщения
645
Реакции
11
Баланс
0 ₽
Сделок через гарант
0
Пожертвования Фонду
0
Согласно закону, одним из ключевых инструментов контроля нового рынка легальных азартных игр в Украине должна стать государственная система онлайн-мониторинга. Через год после легализации эта система по-прежнему не готова.

Через год после легализации азартных игр в Украине у нового рынка игорного бизнеса осталось несколько нерешенных проблем.

Ключевые из них — продолжение работы подпольных казино, отсутствие нового налогового законодательства и разработка государственной системы онлайн-мониторинга.

Последняя проблема создает повод для критики нового регулятора — Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ). Дескать, уже легальный игорный бизнес функционирует в стране без какого-либо контроля, позволяя мошенникам отмывать деньги через казино.

С другой стороны, некоторые критики легализации требуют повышения налогов для игорного бизнеса, создавая тем самым еще больше условий для возврата этой сферы в серую зону.

Разбираемся, как онлайн-мониторинг связан с отмыванием денег и могут ли казино стать финансовыми инструментами для преступников.

Что такое онлайн-мониторинг?
В новом законе О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр указано, что Государственная система онлайн-мониторинга — это «специализированный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения осуществления мониторинга хозяйственной деятельности организаторов азартных игр, обеспечения соответствия лицензионным условиям и техническим стандартам…».

Цель этой системы — обеспечить регулятору (КРАИЛ) доступ в режиме реального времени ко всем данным о деятельности любого оператора, будь-то наземное или онлайн-казино, зал игровых автоматов, букмекерская контора и т. д.

Предполагается, что система онлайн-мониторинга будет объединять внутренние системы всех игорных компаний, которые хранят данные о зарегистрированных игроках, их счетах, ставках, выигрышах, выплатах и любых других транзакциях.

«С помощью этой системы мы сможем в любой момент предоставлять данные по GGR (валовый игровой доход) и выплаченным налогам конкретного оператора, когда, например, в фискальной службе сделают соответствующий запрос», — объясняет первый заместитель главы консультационно-экспертного совета КРАИЛ Борис Баум.


По его словам, если в КРАИЛ обратится один из регуляторов по поводу любой сомнительной транзакции, — онлайн-мониторинг позволит моментально подключиться к системе любого оператора и взять информацию об этой транзакции. «Например, если мы увидим на видео, что человек, который совершил эту транзакцию, не прошел верификацию при входе в казино или слот-зал, — это причина для лишения лицензии оператора. Вот для чего это нужно».

Пока эта система находится в стадии разработки. И до ее введения все операторы азартных игры обязаны оплачивать свою лицензию в трехкратном размере. Например, пока единственный легальный букмекер в Украине — компания ООО «Париматч» — заплатил 108 млн грн за один год лицензирования.

Однако, предложенный законопроект 2713-д должен отменить норму с тройной стоимостью лицензий.

Почему онлайн-мониторинг все еще не работает?
Некоторые эксперты сетовали на то, что Украина могла приобрести готовую систему онлайн-мониторинга, но вместо этого власти якобы решили разрабатывать ее самостоятельно.

Однако, в профильном законе о легализации указано, что именно уполномоченный орган (КРАИЛ) должен «разработать и утвердить порядок функционирования Государственной системы онлайн-мониторинга», а также то, что эта система является «объектом права государственной собственности».

Администрирование и управление этой системой тоже должны осуществлять представители новообразованной Комиссии.

«В законе указано, что система онлайн-мониторинга должна быть разработана в КРАИЛ. Мы не можем ее нигде купить, арендовать или срисовать у какой-то иностранной организации. Разработка этой системы требует времени, прохождения сложных регуляторных процедур и т. д.», — рассказывает Глава Всеукраинского Совета Гэмблинга (Ukrainian Gambling Council) Антон Кучухидзе.

Пока создание этой системы застряло именно на этапе прохождения регуляторных процедур.

Интересы КРАИЛ и Минфина
«Первый этап, который нужно было сделать, — разработка технического задания, чтобы определить, как должна выглядеть эта система онлайн-мониторинга. Это чисто техническая задача. Поскольку у нас нет IT-специалистов, КРАИЛ объявила тендер на разработку техзадания. По разным объективным и субъективным причинам этот тендер не состоялся, поэтому процесс остановился», — заявил Борис Баум.

По словам заместителя главы экспертного совета КРАИЛ, представители Комиссии еще несколько месяцев назад разработали положение о работе системы онлайн-мониторинга. Но это положение «застряло в Министерстве финансов, где его до сих пор не могут согласовать».

«Мы согласовали это положение с Минцифры, Минэкономики, но Минфин считает, что там должны быть введены дополнительные нормы. Например, полный контроль и доступ к персональным данным пользователей в этой системе. Это является нарушением закона, поэтому у нас по-прежнему нет согласования вопроса», — говорит Баум.

Создание самой системы — это не так сложно, уверяет замглавы экспертного совета КРАИЛ, и это можно сделать за месяц. «Но мы должно четко прописать, какие данные мы хотим получать и что в рамках закона операторы должны нам передавать. На основе этого задания будет строиться архитектура самой платформы, хранения данных и т. д. Пока мы не можем пройти даже этот нулевой этап», — продолжает Борис Баум.

По этим и другим причинам конкурс по разработке техзадания для системы онлайн-мониторинга переносится на неопределенный срок.

Ранее о незаконных требованиях Минфина рассказывал в интервью глава КРАИЛ Иван Рудый: «Информацию о каждом игроке хотят передавать в налоговую и госслужбу финансового мониторинга. Это просто убьет рынок… Это надо делать в случае, если существуют какие-то криминальные дела. Безусловно, тогда надо открывать все данные по конкретному человеку и проверять его… Но просто при регистрации игрока открывать все данные о нем для нескольких наблюдательных органов — это неправильно. Тогда никто не будет играть, ну или пойдет в нелегальное казино. Все мировые регуляторы поддерживают подобную позицию. Зачем изобретать велосипед, на котором уже все ездят».


Отмывание денег через легальные казино
Еще один аргумент критиков легализации заключается в том, что отсутствие системы онлайн-мониторинга при работающем рынке создаст условия для легализации средств, добытых незаконным путем, через операторов азартных игр.

С этим едва ли могут согласиться эксперты рынка по нескольким причинам.

Во-первых, все крупные транзакции, которые будут поступать на счета игроков казино, должны пройти финансовый мониторинг. Во-вторых, при выводе средств со счета легальной игорной компании игрок обязан заплатить налог в размере 19,5%. И, в-третьих, сразу несколько регуляторов, включая правоохранительные и фискальные органы, проверяют благонадежность компании, которая планирует получить лицензию.

«Например, у условных контрабандистов есть миллион долларов, которые они решили отмыть через казино. Для этого им нужно каждый день заносить туда недекларируемые суммы по 45 тыс. грн. На это уйдет примерно два года. Даже если это произошло — при снятии средств они все равно заплатят 19,5% налогов, не считая суммы, которую возьмет казино за свои услуги. Можно ли легализовать деньги таким способом? Наверное, да, но это будет слишком сложно и дорого. Вряд ли кто-то пойдет на такое глупое «отмывание», — рассуждает Борис Баум.

Аналогичной точки зрения придерживается глава UGC: «В любой стране мира сфера азартных игр не является выгодной для отмывания денег. Существует много других областей, включая строительство жилья, офшорные зоны и т. д. Если легальное казино платит миллионы долларов за лицензию в Украине — какой смысл руководителям этого казино рисковать своими же деньгами для отмывания чьих-то нелегальных средств. Это просто смешно».

По словам Кучухидзе, все украинские законы относительно борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма, равно как и все антикоррупционные положения, распространяются на игорный бизнес.

«С точки зрения права, сфера азартных игр не является каким-то автономным островком, где можно не выполнять требования государства и избежать контроля. Поэтому все рассказы об отмывании денег через легальные казино — это просто попытки выдать желаемое за действительное. Реально во всем мире сфера азартных игр находится под особым контролем», — резюмирует глава Всеукраинского Совета гэмблинга.
 
Сверху