• USD: 93.4409 ₽
  • GBP: 116.2779 ₽
  • EUR: 99.5797 ₽
  • BTC: 5967852.69 ₽
  • KZT: 20.8853 ₽
  • UAH: 23.594 ₽

Почему иностранцы не спешат заходить на игорный рынок Украины

рынок вилочника
Аккаунты

Sic

Betting digest
Команда форума
Регистрация
21 Май 2019
Сообщения
1,464
Реакции
169
Баланс
0 ₽
Сделок через гарант
0
Пожертвования Фонду
0
Игорный бизнес в Украине оставался до августа 2020 года в подвешенном состоянии. Он не был урегулирован с 2009 г., однако с момента принятия закона о лотереях (2012), лазейки в законах позволяли свободно вести бизнес держателем лицензий государственных лотерей и их сублицензиатам.
В августе 2020 года Закон о легализации игорного бизнеса был подписан, а первая лицензия была выдана 3 февраля 2021. Так власть взяла на себя ответственность за наведение порядка в отрасли и возврату ее в экономику страны.

Сегодня запуск рынка уже идет: Комиссия по азартным играм успела выдать 4 лицензии на онлайн-казино, 2 лицензии на наземные игорные заведения, и по одной лицензии на букмекерскую деятельность и открытие залов игровых автоматов. Ожидается и выдача первых B2B лицензий, позволяющих лицензиатам оказывать операторам азартных игр услуги в сфере IT. Однако эксперты обращают внимание на то, что западные операторы не спешат начинать свою деятельность в украинской юрисдикции. Что мешает инвестору зайти на рынок азартных игр в Украине и как это можно исправить?

Высокие налоги
Самым очевидным препятствием для иностранных инвесторов является ситуация с налогообложением азартных игр в Украине. Дискуссия вокруг высоких налогов ведется еще с момента принятия закона о легализации. Чтобы инвестор мог решить, является ли бизнес рентабельным, оператору надо знать, какую часть прибыли нужно отдавать в казну: исходя из этих данных делают проекцию финансовой модели предприятия. Здесь надо находить баланс между стремлением государства «заработать» на азартных играх, собрав как можно больше налогов, и развитием сферы путем привлечения инвестиций, особенно на первоначальном этапе детенизации рынка, ведь слишком большое налоговое бремя будет толкать операторов работать в тени даже при наличии формальных лицензионных условий, по которым невозможно работать в плюс.
На сегодняшний день действует целый спектр налогов для игорного бизнеса: специальный игорный налог (gross gaming revenue, или GGR), который варьируется от 10% до 28% в зависимости от вида деятельности, дополнительно к этим ставками действует налог на прибыль — 18% нагрузка составляет от 28% до 46%. Кроме того, совершенно не учтена доходность разных видов игорного бизнеса. В том же букмекерстве она значительно ниже, а значит, и налоговая ставка должна быть меньше — на уровне 5−7%.

Как сообщает глава Гемблинг Ассоциации Украины Антон Кучухидзе, ни одна западная компания не готова к таким нестабильным условиям в налоговой политике. «У нас нужно отдать больше 10 млн долларов, чтобы открыть казино в Киеве. И при этом еще 18% налога на прибыль и ЕСВ за каждого работника. Поэтому они [операторы] ждут снижения налогов», — говорит эксперт. По его словам, иностранному оператору нужна четкая модель работы для просчета рисков и рентабельности, именно поэтому рынку нужна четкая и более либеральная система налогообложения.

Сертификация оборудования
Еще одним нерешенным вопросом остается сертифицирование игрового оборудования. На данный момент отсутствует перечень этого оборудования, нет технического регламента — все это еще предстоит разработать. Этот вопрос достаточно весомый, ведь он затрагивает моменты честной игры и защиты игрока. Если оборудование не проходит сертификацию, человек остается уязвимым. Государство от такой лакуны в нормативно-правовой базе недополучит налоги. Причем сертификация нужна как для наземных заведений, так и онлайн-платформ.
Михаил Коваль в ходе круглого стола «Лицензионные условия для операторов азартных игр» объяснил в чем состоит сложность в сертификации оборудования для операторов. «Важный момент по перечню оборудования для сертификации — перечень уже на финальном этапе принятия. В ближайшее время, надеемся он будет принят Комиссией», — подчеркнул эксперт.

В свою очередь, основатель компании Storm International Майкл Боттчер заявил в интервью, что процесс сертификации очень сильно затянулся. «Наши игровые автоматы были сертифицированы во всех странах мира, где они работают, и вам просто нужно это сделать. Власти знают, что все в мире их используют и что они соответствуют всем нормам. Мы до сих пор ждем, пока нам просто скажут, что с ними все в порядке», — сказал Боттчер.

Подтверждает наличие технических проблем для полноценного запуска работы держателей лицензий и СЕО ООО «Париматч» Наталья Гилевич в недавнем интервью: ««[Среди неизвестных] — неурегулированная налоговая нагрузка, вопросы финансового мониторинга, нет окончательного понимания по сертификации игрового оборудования, из-за чего вопрос запуска откладывается».

Сейчас над решением этого вопроса ведется активная работа. Первый заместитель КРАИЛ Борис Баум пообещал, что уже в ближайшем будущем Министерство юстиции примет решение по списку игорного оборудования, которое нужно сертифицировать. По его словам, после этого решения и публикации списка сертификации, КРАИЛ получит право рассматривать заявления на получение лицензий для игорного оборудования.
По словам Антона Кучухидзе, КРАИЛ сделал все соответствующие шаги в сторону скорейшей сертификации. «Регулятор подготовил качественный проект документа. Самое важное, что удалось в данном проекте документа — это убрать двойную сертификацию. В проекте решения вы не увидите, например, электронных коммуникаций, которые и так являются элементами игорного оборудования и автоматически сертифицируются, когда игорное оборудование проходит сертификацию на соответствие национальным и международным стандартам. И так, узкопрофессионально, можно навести много фактов, почему проект решения КРАИЛ является адекватным».

Коррупция в Украине
Коррупция остается одним из топовых рисков в глазах иностранных инвесторов. В Украине долгое время ведется борьба с разными ее видами, но успехи в этом направлении не совсем очевидны. Инвестор хочет иметь гарантии того, что его деятельности не будут препятствовать. Если вопрос налогов так и будет оставаться нерешенным, то это создаст благоприятную почву для развития коррупции в новосозданной сфере. Украинский рынок должен показать, что он прозрачен и честен по отношению к игроку и оператору.
«Если государство создаст равные условия, операторы сделают всё остальное. В ход пойдут законы рынка, законы конкурентной борьбы за потребителя. Игрок при прочих равных условиях должен выбрать: играть ли ему в компании, которая оперирует на территории Украины с украинской лицензией, либо остаться на офшорном сайте, где ничего неизвестно и он не защищен, платежи дороже и т. д… Условия должны быть хотя бы не хуже, по сравнению с другими операторами рынка в мире,» — подытоживает Вице-президент всеукраинского союза развития букмекерства Михаил Коваль.

равительство понимает критичность отношения западных инвесторов к нашему рынку, и поэтому создается почва для экономического рывка. В данный момент Украина среди лидеров по отдельной выдаче документов в рамках программы Минцифры. Переведение бизнес-документов в цифровой формат, возможность получения лицензии на отдельные виды деятельности и сдача отчетностей онлайн придали бы открытости украинской юрисдикции. Так как сфера азартных игр только зарождается, она достаточно гибкая для цифровизации регуляции рынка. Отсутствие коррупционной составляющей украинская юрисдикция сможет показать со временем, ведь свою деятельность рынок начал только в этом году.

Молодой рынок
С самого запуска стоит одновременно две задачи — привлечь инвестора и одновременно вывести из тени тех, кто работал нелегально на протяжении почти 12 лет. В то время, пока в других странах бизнес находился в переходном периоде, либо стабильно зарабатывал репутацию и собирал свою аудиторию, в Украине операторы лавировали на грани фола. Еще одна сложность состоит в том, что азартные игры сейчас создаются с нуля. Инвестору нужно время, для того, чтобы убедиться в надежности и прибыльности юрисдикции.

«Украина стала последней в Европе и одной из последних стран в мире, где легализован этот вид бизнеса. Если не учитывать страны, в которых по религиозным причинам беттинг или онлайн-казино запрещены, в мире осталось не так много государств, где этот вопрос не урегулирован. Однако то, что больше десятилетия игорный бизнес был вне закона, привело к некому осуждению и пристальному вниманию к этой индустрии в Украине. В других европейских странах мы не сталкиваемся с таким акцентом на отрасли: она ровно такая же, как и другие отрасли развлечений,» — объясняет Максим Ляшко опасения операторов.

На примере постсоветских стран, в которых игорного бизнес был легален с 1990х или 2000х, и претерпел лишь адекватную современным тенденциям модификацию законных рамок, мы можем увидеть, что в любой стране, где появляется законный способ вести игорный бизнес, в первую очередь рынок заполняют локальные операторы.

Иностранный инвестор приходит со временем, как правило, когда переходной период закончился и сфера перешла к стабильному регулированию и развитию. К примеру, Литва легализовала азартные игры еще в 2001 году. Самым крупным оператором в стране до сих пор остается эстонская группа Olympic Casinos, которая начала свою деятельность только спустя 3 года после создания рынка. Законы об азартных играх в Литве до 2016 года распространялись только на обычные казино. Проект закона, который регулировал бы азартные игры в интернете, был одобрен парламентом 2012 года, а принят 1 января 2016-го.

Шаги навстречу инвестору
Украинский рынок только начинает свою работу. Сфера должна решить все проблемные моменты законодательства и наладить микроклимат внутри рынка. Следуя примеру западных стран, украинский рынок со временем привлечет иностранных операторов, которые составят конкуренцию локальному игроку. Перенимая опыт зарубежья, нужно выстроить прозрачную коммуникацию операторов и регулятора, для решения внутренних проблем рынка.

Легализация азартных игр это однозначно позитивный ход правительства в сторону детенизации и развития экономики страны. Иностранные инвесторы и операторы обратят внимание на украинский рынок, при условии, что налогообложение будет урегулировано, а вопрос с сертификаций будет решен.

Реализация вышеперечисленных процессов, их прозрачность, понятность и ускорение предопределяет привлекательность для инвесторов — как внутренних, так и внешних. На данном этапе важен конструктивный диалог Регулятора с бизнесом. Правительство должно перенимать опыт западных стран для успешного развития сферы азартных игр в Украине, а не изобретать велосипед.
 
Сверху