• USD: 94.0922 ₽
  • GBP: 117.1448 ₽
  • EUR: 100.5316 ₽
  • BTC: 6088083.87 ₽
  • KZT: 20.9611 ₽
  • UAH: 23.7936 ₽

«Чтобы доить корову — ее сначала нужно вырастить». Кто мешает принять закон о налогах для игорного бизнеса в Украине

рынок вилочника
Аккаунты

CasinoPress

Casino digest
Команда форума
Регистрация
13 Ноя 2020
Сообщения
645
Реакции
11
Баланс
0 ₽
Сделок через гарант
0
Пожертвования Фонду
0
Действующие налоговые ставки буквально душат недавно открывшиеся казино и игорные залы. Но депутаты не спешат принимать цивилизованный законопроект о налогообложении. Некоторые политические силы выступают против этого законопроекта. Разбираемся, почему.
15 июля Верховная Рада Украины проголосовала за отправку на повторное первое чтение законопроекта 2713-д, который по сути представляет новую систему налогообложения игорного бизнеса.


Несмотря на то, что закон о легализации азартных игр был принят ровно год назад, лицензионные операторы продолжают работать по старому налоговому законодательству, в которое не вписывается деятельность игорного бизнеса.

Для создания новой системы налогообложения финансовый Комитет Рады одобрил проект закона 2713-д, надеясь, что нардепы проголосуют за него еще в начале года. Но всю весну голосование откладывали, позже Рада ушла на карантин, а в начале июня его провалили. Повторное голосование за 2713-д состоится не раньше середины сентября, когда депутаты вернутся к работе после летних каникул.

Вопреки тому, что в 2021 году украинские власти планировали получить существенную сумму поступлений от игорного бизнеса, иностранные инвесторы совсем не спешат заходить на наш рынок, а у нового налогового законодательства для азартных игр остается много противников. Тем не менее, в КРАИЛ уверены, что вернуться к плановым поступлениям в бюджет возможно, если Верховная Рада примет закон осенью.

Объясняем, почему к проекту закона 2713-д все еще возникают вопросы и пробуем найти на них ответы.

Какие налоги игорный бизнес платит сейчас?
Сейчас в Украине действует Налоговый кодекс, который был принят после запрета азартных игр в 2009-м, и который не предусматривал налогообложение игорного бизнеса.

Поэтому сегодня налоги для игорных компаний состоят из трех частей: налог на доход (10% - от игровых автоматов, 18% - от разницы между доходом и выплаченными выигрышами для букмекерского бизнеса и казино, 30% - от организаторов лотерей); налог на прибыль предприятий — 18%; налог на выигрыш (18% - доходы физлиц, 1,5% - военный сбор).

Вместо общих налогов на доход и налогов на прибыль для игорного бизнеса в цивилизованных странах давно существует налог на валовый игровой доход (GGR или gross gaming revenue). А в большинстве государств с легальными азартными играми выигрыши пользователей либо не облагаются вовсе, либо облагаются после определенного порога. В европейских странах этот порог составляет примерно 2000 евро.


Инвесторы предупреждали, что при такой ситуации пополнение бюджета за счет сборов с рынка азартных игр будет снижено, ведь игорным компаниям будет проще вести бизнес в других странах. Например, в Грузии, где вовсе отсутствуют налоги на выигрыш. Да и с позиции самих игроков гораздо выгоднее, например, делать ставки у международных букмекеров, а не терять деньги на дополнительных налогах, пользуясь легальными украинскими операторами.

Вдобавок к относительно высоким налоговым ставкам, в Украине также остаются одни из самых дорогих лицензий для игорного бизнеса в Европе. Стоимость лицензии за один год составляет: 72 млн грн для казино в Киеве; 36 млн грн для казино в других городах; 9 млн грн для залов игровых автоматов; 6 млн грн для платформ онлайн-покера. До введения государственной системы онлайн-мониторинга букмекеры и онлайн-казино должны были оплачивать лицензию в трехкратном размере, поэтому ежегодный лицензионный сбор для них составил 108 млн грн и 23,4 млн грн соответственно.

Организаторы казино дополнительно должны каждый год платить почти 17 тыс. евро за лицензирование одного стола без кольца рулетки, и 33 тыс. евро за столы с кольцом рулетки. Для каждого игрового автомата размер такого сбора составляет 1150 евро, а для физического букмекерского пункта — 5735 евро.

Что предлагает 2713-д?
Законопроект 2713-д, который должен был стать логическим завершением легализации игорного бизнеса в Украине, предусматривает создание простой и понятной системы налогообложения по примеру международного рынка азартного бизнеса.

Если коротко — авторы 2713-д предлагают отменить тройную стоимость лицензий для операторов азартных игр, ввести налогообложение только тех выигрышей, которые превышают 48 тыс. грн, внедрить налог на GGR в размере 10%, а также сохранить налог на прибыль по общей ставке 18%.


Даже при таких условиях в Украине останутся довольно высокие лицензионные платежи и сохранятся ежегодные сборы в размере: 2,3 млн евро для казино в Киеве; 1,15 млн евро для казино в других городах; 290 тыс. евро для залов игровых автоматов; 190 тыс. евро для онлайн-покера; 250 тыс. евро для онлайн-казино; 1,15 млн евро для букмекерских контор.

К сравнению, в соседней Беларуси стоимость общей лицензии составляет 5300 евро, в Эстонии для казино — 51,2 тыс. евро, в Румынии — 11 тыс. евро. Например, в Черногории стоимость лицензий может доходить до 2 млн евро, что все равно меньше, чем лицензирование казино в Киеве.

Что касается налоговых сборов: в Беларуси ставка налога на GGR составляет 4%, в Эстонии — 5−10%, в Румынии — 16%, Черногории — 10%. В более развитых странах этот показатель увеличивается: для Швеции он составляет 18%, Финляндии — 10%, США — 20%, Сингапура — 15% и т. д.

Тем не менее, по состоянию на сегодня как налоговые ставки, так и лицензионные платежи в Украине остаются необоснованно большими. Как результат — за последний год лицензии в нашей стране получили только 30 операторов азартных игр, из которых всего 15 игорных предприятий представляют наземный бизнес в самых крупных городах Украины.

И несмотря на заметные усилия правоохранительных органов по пресечению незаконной игорной деятельности, черный рынок азартных игр в Украине продолжает работать: по данным одной из лицензионных игорных компаний, сейчас на каждого легального оператора в Украине припадает около 12 подпольных предприятий. Нелегальным операторам попросту невыгодно выходить из тени и платить государству такие деньги, поэтому бюджет не получает от них ровным счетом ничего.


К слову, о бюджете: ранее в Кабмине заявляли, что правительство Украины планирует получить 7,443 млрд грн (около 236,7 млн евро) в 2021 году за счет «платы за лицензии на деятельность в сфере организации и проведения азартных игр и за лицензии на лотереи». К концу лета Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) отчиталась о первом миллиарде доходов от игорного бизнеса. Очевидно, что действующая система налогообложения никак не поможет большему количеству операторов получить лицензии в следующем году и заработать на них больше денег.

Заместитель главы экспертного совета КРАИЛ Борис Баум считает, что если Верховная Рада все же примет изменения в Налоговый кодекс осенью этого года — они заработают с 1 января 2022-го. По словам Баума, в таком случае следует рассчитывать на налоговые поступления от игорного бизнеса в размере 5−7 млрд грн.

«Я думаю, что эти цифры абсолютно реальны. Согласно одному из анализов, который проводился до легализации, общий денежный оборот рынка составлял 560−600 млрд грн. В прошлом году законодатели вкладывали в бюджет 10% от этого прогнозируемого оборота, что и составляет 5−7 млрд грн», — подтверждает слова Баума глава Всеукраинского Совета Гэмблинга (Ukrainian Gambling Council) Антон Кучухидзе.

Руководитель UGC прогнозирует, что доходы могут быть еще выше, если этот законопроект примут оперативно. «После этого должны подтянуться западные компании, которые сейчас просто ждут решения по налогам. Они понимают, что они уже уступают местным инвесторам в плане скорости запуска рынка, продвижения своих брендов и т. д. Но даже это их не волнует, — они просто ждут налоги», — говорит Кучухидзе.


Кто и почему против 2713-д?
Большинство голосов против отдали представители партий Европейская Солидарность, Батькивщина, Голос и ОПЗЖ.

Против 2713-д выступили и во Всеукраинском совете церквей. «Выражаем свое глубокое возмущение законодательной инициативе, которая может привести к еще большему распространению среди населения Украины зависимости от азартных игр и лотерей, обнищание и разрушение украинских семей через пагубные последствия игромании», — указано в сообщении совета церквей, которое подписал глава УГКЦ Святослав Шевчук.

Представители религиозных сообществ Украины назвали этот законопроект «циничной попыткой лоббизма в интересах владельцев игорного бизнеса», добавив, что такое решение лишает бюджет страны предусмотренных ранее поступлений.

К сожалению, боязнь «заниженных поступлений в бюджет» повлекла за собой торможение легализации и продолжение работы подпольных игорных клубов, которые ничего не платят государству и поощряют незаконную игру среди несовершеннолетних и людей с зависимостью. В новом законе О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр прописаны нормы по защите игроков, которые запрещают допускать к игре людей с зависимостью и обязывают операторов находить и помогать таким людям. И только нелегальные заведения, которые могут продолжить работать в дальнейшем, игнорируют все правила и способствуют развитию зависимости, о чем говорили в совете церквей.

Противники 2713-д сетуют и на то, что в европейских странах по типу Франции, Германии, Дании и Люксембурга ставки GGR установлены в размере 75%-84%. Но подобные сравнения едва ли можно считать корректными. Во-первых уровни развития экономик перечисленных государств несопоставимы с Украиной, а во-вторых даже в этих странах стоимость лицензии для игорного бизнеса в десятки раз ниже, чем у нас.


К тому же, большинство стран, где азартные игры давно легализованы, не нуждается в притоке новых инвесторов, а перегруженность Европейского Союза налогами уже привела к тому, что международные компании частично начали уходить из этого рынка.

Что думают эксперты?
«Для того, чтобы корову доить — ее сначала нужно вырастить», — говорит экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ. «По большому счету, в этом направлении бизнеса у нас еще не родился даже теленок, а мы уже собираемся доить его, и оцениваем, сколько мяса там будет».

Экономист уверен, что игорный бизнес находится в состоянии зародыша, а дискуссия о его налогообложении ведется без учета контекста, в котором он возникает.

«Когда бизнес создается с нуля — он должен получить набор конкурентных преимуществ по сравнению с другими странами. Нужно, чтобы инвестор мог сформулировать четкий ответ на вопрос о том, почему он должен открывать свой бизнес в Украине», — продолжает Алексей Кущ.

Кроме того, что у Украины есть очень много региональных конкурентов, которые успешно привлекают инвестиции, — с точки зрения туризма или объема внутреннего рынка мы не являемся уж слишком привлекательными для бизнеса, уверен эксперт.

Единственный выход аналитик видит в регулятивном и налоговом стимулировании, которое должно помочь инвесторам сделать выбор именно в нашу сторону.

«Никто не говорит о том, что налоги не нужно платить вообще, но этот фискальный режим должен иметь стимулирующий характер. Высокое налогообложение, в свою очередь, отпугнет инвесторов и приведет к тому, что бизнес будет развиваться в кустарных условиях, когда люди, приближенные к власти не будут платить налоги, пользуясь своей «крышей», — рассказывает Кущ.


По словам Антона Кучухидзе, сейчас завершается процесс легализации рынка, поскольку современное налоговое поле пока не до конца приспособлено к ведению игорного бизнеса.

«Изменения в законе утвердят в стране правильные европейские правила игры. С введением нормальных налогов лицензионные платежи должны возвратиться на тот уровень, который заявлялся государством, когда инвесторы привели в казну средства, честно уплатив налоги и лицензии», — говорит Кухучидзе.

Глава UGC уверен, что новое уравновешенное законодательство позволит привлечь в Украину иностранных инвесторов, ведь за границей рынок азартных игр наполнен намного плотнее.

«При такой высокой стоимости лицензий и 18% от GGR они не готовы работать, и я говорил об этом еще год назад. У инвесторов есть очень большой интерес к Украине, поскольку они рассматривают наш рынок, как трамплин в Среднюю Азию, страны бывшего СНГ и увеличение своего влияния в этих странах», — рассказывает эксперт.

Совладелец игорных брендов Slots City и Шангри Ла Руслан Нонка, в свою очередь, настаивает на том, что введение справедливых условий для игорного бизнеса поможет не только получать больше прямых поступлений в бюджет, но и развить туристическую, гостиничную и ресторанную области, которые в результате кризиса переживают не лучшие времена.

Шангри Ла — единственный на текущий момент международный оператор азартных игр, который пришел в Украину. Одним из ключевых моментов в принятии этого решения было обещание властей о переменах в налоговом законодательстве для игорного бизнеса, констатирует Нонка.

По его словам, с момента когда прозвучали эти обещания, прошел уже год, и ничего не поменялось. Рискнувший прийти в страну инвестор не понимает перспектив развития рынка. А остальные потенциальные иностранные стратеги продолжают выжидать.


По разным подсчетам, благодаря азартным играми и сопутствующим отраслям в экономику страны можно привлечь до $4 млрд, не считая дополнительных рабочих мест, создания инфраструктуры и т. д.

Но это — при условии, что рынок азартных игр не будет придушен налогами и заработает на полную мощь.

«Пока, в основном, пользователи никуда не ушли от международных букмекеров и не перешли на локальных организаторов азартных игр, — констатирует Михаил Коваль, глава юридического отдела компании Parimatch Tech. — Главная причина этого — налог на выигрыш в размере 19,5%, который должны платить пользователи легальных букмекерских контор в Украине, согласно нынешнему законодательству».

«Мы, как легальный бизнес, в отличие от нелегалов, платим налоги, проводим идентификацию пользователей, не принимаем кэш и соблюдаем все правила нового рынка. Цивилизованный рынок азартных игр начнет развиваться в Украине только тогда, когда все его участники без исключения будут честно платить адекватные налоги», — резюмирует Нонка.
 
Сверху