• USD: 74.1373 ₽
  • GBP: 103.2288 ₽
  • EUR: 89.506 ₽
  • BTC: 4238252.32 ₽
  • KZT: 17.3784 ₽
  • UAH: 26.6815 ₽

Как запрет «маечного» спонсорства для букмекеров скажется на испанском футболе

test
Game of thrones
Букмекерские аккаунты
Аккаунты

Sic

Betting digest
Команда форума
Регистрация
21 Май 2019
Сообщения
1,023
Реакции
149
Баланс
0 ₽
Сделок через гарант
0
Пожертвования Фонду
0
Клубы Ла Лиги подсчитывают убытки

За 2020 г. коронакризис нанес мощный удар испанскому футболу – закрыл для болельщиков стадионы, свел практически к нулю офлайн-продажи атрибутики, вынудил сокращать зарплаты футболистов, снизил активность на трансферном рынке, а грандов заставил забыть о прибыльных зарубежных турах в межсезонье.

К многочисленным финансовым проблемам летом-2021 добавится еще одна. В ноябре 2020 г. в Испании вступил в силу федеральный закон о рекламе азартных игр. В перечне новых правил – запрет на рекламу букмекерских компаний на футболках команд двух высших дивизионов. По мнению президента Ла Лиги Хавьера Тебаса, нововведение обернется для клубов убытком в районе 90 млн евро. Спонсорские контракты с букмекерами имеют 34 из 42 клубов Примеры и Сегунды, а для десяти из них они являются титульным, «маечным» спонсором. Действующие соглашения актуальны до конца текущего сезона, со следующего – уже нет.

«Противоречие заключается в том, что в стране разрешены азартные игры, но рекламировать их запрещено», – негодовал Тебас в февральском интервью Reuters. Глава Ла Лиги обращался в правительство с просьбой пересмотреть грядущий запрет, так как он снижает коммерческий потенциал клубов и их способность конкурировать с иностранными командами.

В правительстве же запрет считают верным шагом, ссылаясь на статистику, согласно которой популяризация игорного бизнеса через рекламу в футболе привела за последние четыре года к 11%-ному росту числа игроков среди молодежи в возрасте 18–25 лет. Представители игорной индустрии оппонируют, тоже ссылаясь на цифры: в Испании менее 0,5% населения страдает игровой зависимостью, а отрасль является крупным налогоплательщиком (184,5 млн евро отчислений в 2019 г.) и работодателем (84 000 занятых).

В активном поиске
Футболки шестикратного обладателя Кубка УЕФА / Лиги Европы «Севильи» последние два сезона украшал логотип российского букмекера «Марафонбет», но теперь команде – как и еще шести клубам Примеры – придется искать нового титульного спонсора. «Севилье» отчасти повезло: двухлетнее соглашение заканчивается этим летом, а клубам с долгосрочными контрактами теперь придется пересматривать их условия.
«Новый закон весьма негативно повлияет на клубы, поскольку у многих букмекеры – титульные спонсоры или спонсоры второго уровня. «Севилье», к счастью, удалось исполнить двухлетний контракт с «Марафонбет», – говорит пресс-секретарь испанского клуба. – На фоне пандемии будет непросто найти нового спонсора, но мы работаем над этим, и у нас есть варианты. К слову, мы только что подписали контракт с AliExpress до конца сезона на размещение их логотипа на спине футболок».

Суммы сделок не разглашаются, но, по сообщениям испанских СМИ, контракт с «Марафонбет» ежегодно приносил «Севилье» 5 млн евро. Отрицательные последствия коронакризиса помогли сгладить успехи на поле – «Севилья» выиграла Лигу Европы, попала в Лигу чемпионов и заняла четвертое место в Примере. Благодаря 34,6 млн евро призовых от УЕФА по итогам сезона 2019/20 «Севилья» не только нарастила выручку до 146,6 млн евро (+6,3% за год – лучший показатель в Европе), но и получила прибыль в 1,2 млн евро.

«Все клубы оказались под большим ударом, но «Севилья» в меньшей степени, поскольку прошлый сезон сложился для нас удачно в спортивном плане. Более того, у нас доля дохода от продажи билетов и сезонных абонементов ниже, чем в других клубах», – объясняет представитель «Севильи».

С итальянского на английский
В июле 2019 г. запрет на рекламу игорных и букмекерских компаний в спорте ввела Италия, а теперь похожие ограничения обсуждаются и в Англии. Британское правительство считает, что закон об азартных играх, принятый в 2005 г., устарел и его нужно менять, поскольку это «аналоговый закон в цифровой эпохе». Одним из ключевых положений его новой редакции должен стать запрет на рекламу букмекерских компаний в качестве титульных спонсоров спортивных организаций и событий.

Кроме футбола (букмекеров на майках рекламирует восемь из 20 клубов АПЛ и 12 в Чемпионшипе, а суммарный доход от этих контрактов составляет 110 млн фунтов стерлингов в год), потери также могут понести и другие виды спорта – бокс, дартс, снукер и т. д. Сторонники запрета ссылаются на растущую проблему игровой зависимости (согласно исследованию YouGov, проведенному в мае 2020 г., от нее страдает примерно 2,7% опрошенных) и негативное влияние телерекламы ставок, которое приводит к росту количества игроков среди несовершеннолетних.

Но если в Испании речь идет о тотальном запрете присутствия логотипов букмекеров на форме, в АПЛ могут пострадать только титульные спонсоры. Других обсуждаемый запрет затронуть не должен. Международный букмекерский холдинг «Париматч» в сентябре 2020 г. стал «эксклюзивным беттинг-партнером» клуба «Лестер», получив рекламное место на тренировочной и разминочной экипировке. «Мы не являемся титульным спонсором клуба, – объясняет руководитель «Париматч» в странах СНГ Дмитрий Сергеев. – Мы довольны сотрудничеством и рассчитываем, что оно продлится еще не один сезон».

Российская реальность
Введение подобного запрета в России, по мнению Сергеева, в ближайшее время маловероятно, поскольку от него в первую очередь пострадают не букмекеры, а футбольные клубы и федерации.

«В результате запрета на размещение логотипов клубы могут понести ощутимые финансовые потери, сопоставимый объем поддержки вряд ли может обеспечить любая другая индустрия, – считает Сергеев. – Если мы стремимся к ослаблению зависимости наших команд от государственных средств, то подобный запрет вводить нельзя. Рынок в России пока к этому не готов».

Эту точку зрения разделяет и Алина Якиревич, директор по маркетингу БК «Фонбет», подписавшей в августе 2020 г. пятилетнее соглашение с футбольным ЦСКА.

«Вероятность принятия такого закона в России оцениваю как низкую, – говорит Якиревич. – Спорт сегодня получает достаточно большие деньги от букмекерских компаний, и это выгодно обеим сторонам. В конечном счете выигрывает и зритель, поскольку крупные инвестиции букмекеров позволяют развивать спорт, создавать более качественный продукт».

Сейчас букмекеры спонсируют все 16 клубов РПЛ, а также саму лигу, суммарный объем вложений составляет около 1,8 млрд руб. в год. Гипотетический запрет «маечного» спонсорства вынудил бы команды искать варианты компенсации потерь.

«Прямой альтернативы логотипу на футболке на данный момент нет, – рассуждает Сергеев. – Возможно, клубы будут готовы предлагать спонсору больше времени в LED-размещениях на бортах вокруг полей или расширенные digital-интеграции. Но ТВ пока остается наиболее охватным каналом коммуникации, поэтому сразу чем-либо его заменить невозможно. Все это скажется на стоимости контрактов».

По мнению Якиревич, любой точечный запрет – например, использования логотипа на футболке – повлечет замену этой опции на другие. «Если же запрет коснется брендинга на поле, то у нас останутся только нематериальные права вроде использования титула «спонсор ЦСКА» или логотипа клуба в маркетинговых активностях, – говорит Якиревич. – Масштабные запреты могут сильно повлиять на контракт, поскольку основная его ценность – это как раз присутствие бренда на игре и, соответственно, в трансляции: на пресс-волле, LED-панели, 3D-коврах... Если запрет коснется целой категории размещений (в частности – на поле), то он, скорее всего, повлечет за собой пересмотр суммы спонсорского соглашения».

Якиревич добавляет, что единого критерия оценки стоимости доли «маечного» спонсорства в общей сумме контракта нет. «Вес «маечного» логотипа сильно зависит от того, где он размещен: на груди – если это титульный спонсор, на рукаве, на спине или на шортах, – объясняет она. – Кроме того, ценность размещения зависит и от регламента турнира. К примеру, Лига чемпионов разрешает на футболке только логотип титульного спонсора – в этом случае ценность «маечного» спонсорства может доходить и до 50% от общей суммы его контракта».
 
Сверху